Система дистанционного обучения
Вход в систему
Регистрация Забыли пароль?

Меню
Практика
   Работа с текстами
   Работа со словами
   Ваши результаты
Теория
   Поиск правил
   Каталог правил
   Звук. комментарии
   Статьи
Справка
   Справка
   О программе
   Все проекты

 
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова
Специализированный учебно - научный центр

Работа выполнена в рамках федеральной целевой программы "Русский язык"

Справка

Развернутые рекомендации  Краткие рекомендации

Развернутые рекомендации по работе с практикумом

Предлагаемый практикум по русскому языку предназначен для различных категорий обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации. Он рассчитан на тех, кто хотел бы выяснить степень своей подготовленности, а при необходимости — быстро и эффективно усовершенствовать свою грамотность и умение ориентироваться в словарных возможностях русского языка.

Практикум состоит из нескольких самостоятельных разделов.

Разделы «Перечень правил» и «Таблицы правил» содержат системное представление всех правил русской орфографии и пунктуации в авторском изложении. Сущностное содержание правил, естественно, останется тем же самым, как оно изложено в «Правилах русской орфографии и пунктуации», узаконенных Академией наук СССР в 1956 году. Используя ключевые, опорные слова, автор переписал существующие правила в сжатом виде, заостряя внимание на наиболее часто случающихся ошибках в сочинениях абитуриентов.

Ознакомившись с конкретным правилом или группой правил учащийся может перейти к выполнению тренировочных, творческих или обобщающих упражнений. Пособие содержит упражнения и ответы, причем в ответах в ряде случаев указываются вариантные способы употребления того или иного знака препинания. На уровень знаний укажет число ошибок или — будем надеяться – их отсутствие. Откорректировать знания помогут ответы, расширить — варианты употреблений знаков препинания, углубить — трудные случаи в правописании.

Для работы с указанными разделами не требуется регистрация. Таким образом, с ними можно работать по мере необходимости, используя практикум как справочное пособие.

Если предполагается использовать практикум как учебное пособие для систематического изучения русского языка, необходимо пройти процедуру регистрации. Регистрация учащегося позволит разработать индивидуальный курс обучения, основываясь, в начале работы, на результатах входного тестирования, в дальнейшем – на результатах выполнения упражнений в процессе работы, которые представлены в «Центре контроля и анализа ошибок». Зарегистрированный пользователь в процессе прохождения курса гарантированно выполнит упражнения на все (в том числе редкие) правила русской орфографии и пунктуации, при этом практикум будет предоставлять конкретному пользователю упражнения по результатам выполнения предыдущих.

Тексты, содержащие упражнения (в каждом тексте, который надо рассматривать как отдельный урок, содержится несколько упражнений-«ловушек»), состоят из высказываний знаменитых людей об общественной, культурной, политической жизни России; размышлений писателей и ученых о творческом труде; фрагментов произведений великих русских писателей, а также суждений о творчестве, героях и персонажах этих писателей. Такие тексты одинаково полезные для всех желающих усовершенствовать свою грамотность, особенно пригодны абитуриентам в связи с конкретными и ближайшими задачами написания выпускных и вступительных сочинений.

Работа с текстами (а не отдельными словами, словосочетаниями, короткими предложениями), включающими как трудные для правописания случаи, так и ответы на них, позволит лучше закрепить и навыки грамотного письма, и навыки самопроверки.

Тексты отличаются друг от друга по характеру работы с ними.

Работая с практикумом, не придется перечитывать в очередной раз весь свод правил русской орфографии и пунктуации: ошибки, открывшиеся при самопроверке текста, укажут на конкретные правила, пока недостаточно освоенные. В последующих упражнениях вы не раз столкнетесь с этими же правилами в разных вариантах их применения. Последовательное выполнение заданий, обращение в трудных случаях к справочному разделу, позволит к концу работы с практикумом не только освоить, но и окончательно усвоить оказавшиеся трудными правила.

Приведенные в справочном разделе правила и рекомендации не противоречат положениям русской орфографии и пунктуации, изучаемым по школьной программе, не изменяют и не исправляют эти правила. Наш практикум не подменяет школьного учебника, он помогает закрепить его сведения, обращая внимание на реальные трудности в использовании существующих правил, предлагая в ряде случаев формулировки, позволяющие глубже понять назначение некоторых правил, условия их творческого применения.

Потребовалось, например, расширить состав правил о дефисном или раздельном написании однокоренных слов, чтобы рассказать о правописании оборотов типа «друг друга», «шаг за шагом», «святая святых», которые нередко встречаются в ошибочном дефисном написании, возможно и потому, что не упоминаются в Правилах Оказалось необходимым пополнить правило о слитном написании приставок теми приставками, которые развились в последнее время из наречий (типа: «мало-», «много-», «узко-», «широко-»). Некоторым явлениям русского правописания понадобился исторический комментарий. Эти и другие случаи снабжены звуковым комментарием.

Может показаться необычным буквенно-числовое обозначение правил (например, правило об употреблении «как» в значении «в качестве» дано под № 152.2.п.1), однако именно такую нумерацию имеют они в «Правилах русской орфографии и пунктуации» — основном своде законов русского правописания.

Пользоваться практикумом достаточно просто:

В раскрывшемся окне, содержащем текст с упражнениями-«ловушками», Вы раскрываете скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Каждая уязвимая в правописании позиция сопряжена с правилом, которое Вы сможете просмотреть после того, как система проверит Вашу работу. В обобщающих упражнениях есть позиции, когда в местах пропусков вставлять букву не надо (бывает, что в таких случаях употребляют лишнюю букву).

Основные трудности современного русского правописания связаны с употреблением знаков препинания: в среднем на одну орфографическую ошибку приходится пять пунктуационных и две речевых.

Наш опыт работы в Московском государственном университете, общение с широкой аудиторией абитуриентов, школьников и учителей показали, что усовершенствование пунктуационной грамотности проходит успешнее у тех, кто ориентируется в своей письменной практике на важнейший смысл каждого из знаков препинания.

Правила не измышляются филологами и не насаждаются насильственно, а формируются как обобщенный итог длительных наблюдений над практикой письма и печати. Русская пунктуация в главных своих функциях достаточно стабильна. В истории пунктуации менялись названия знаков, но почти не изменялись условия, позиции их употребления. Для свободного, творческого и безошибочного употребления знаков до начала работы с контрольными текстами следует запомнить их важнейшее, исторически сложившееся назначение, главный смысл каждого отдельного знака препинания.

Запятая — знак отделяющий. Она или разделяет однородные слова и предложения, или выделяет с двух сторон слова, группы слов или простые предложения, когда основной смысл высказывания осложняется дополнительными сообщениями (которым придается особый вес).

Точка с запятой — знак сильного разделения. Употребляется по усмотрению пишущего между однородными членами и равноправными предложениями, если они достаточно самостоятельны, значительно распространены и уже имеют запятые.

Двоеточие — знак предупреждающий о том, что главное слово или главная мысль уже сказаны, а дальше последует их раскрытие, дополнение, уточнение. Ставится после обобщающего слова, после главной части бессоюзного предложения, после слов автора перед прямой речью или цитатой.

Тире — знак паузы. Ставится перед главным словом или главной мыслью, перед словами автора после прямой речи или цитаты. Применяется также при пропуске слова или словосочетания. Употребляется и как знак «неожиданности» для передачи быстрой смены событий, резкой противоположности.

Многоточие — знак длительной паузы, возникающей при пропуске предложений, при перерыве в изложении или цитировании, незаконченности высказывания, при сложном переходе от одной мысли к другой.

Кавычки — знак выделения иной речи. Выделяют прямую речь, цитаты, названия, слова в необычном смысле.

Скобки — знак исключающий. Отстраняют от главного высказывания слова, словосочетания или предложения, содержащие побочные замечания или пояснения.

Точка, вопросительный и восклицательный знаки объяснений не требуют.

Все более частные случаи употребления каждого из знаков представляют собой детализацию главного смысла и конкретизируются в отдельных правилах. Однако понимание исторически сложившегося основного смысла знака позволит более осознанно и творчески подходить к выбору знаков, особенно в случаях вариантного их употребления.

Употребление знаков препинания определяется смыслом высказывания и стилем пишущего. Есть, конечно, правила безусловные (отделение запятой придаточного предложения от главного, употребление двоеточия после обобщающего слова перед однородными членами и многие другие), но есть и вариантные случаи употребления знаков, когда главный смысл высказывания и его авторские оттенки будут точнее и глубже переданы знаком, с точки зрения пишущего наиболее необходимым или предпочтительным из нескольких возможных.

В некоторых речевых ситуациях возникает возможность выбора для одной и той же позиции одного из двух или даже нескольких знаков препинания. В сложном предложении, при определенном лексическом составе двух его частей автор может посчитать их равноправными и в таком случае поставить между ними запятую или точку с запятой. Однако в соответствии со своим замыслом автор может обратить внимание на первую часть как более важную и, чтобы показать это читателю, поставит после первой части двоеточие. Если же сочтет более существенной вторую часть, то обратит на это внимание читателя употреблением перед ней тире. Таким образом, автор не просто произвольно употребляет знак, а выбирает его в связи с определенно понятой ситуацией, со своим осмыслением текста.

Вопрос: «А как правильно, как должно быть?» - — в таком случае неуместен. Должно быть так, как считаете нужным, именно ваше употребление знака и будет правильным, именно собственным выбором и употреблением знака вы делаете известной читателю свою мысль с оттенком ее смысла. Практикум хорошо «знает» все такие случае и «разрешит» Вам использовать в данной позиции любой знак, разрешаемый Правилами, и при проверке укажет все возможные случаи.

Упражнений с вариантными случаями употребления знаков препинания представлено в текстах немало. Вчитавшись в такие тексты, Вы можете почувствовать, как при изменении знака смысл высказывания будет меняться. Каждый из вариантных знаков соотнесен с определенным правилом — вы можете уточнить свой выбор знака по описанию условий его употребления.

В текстах не везде отмечен как вариантный знак точка с запятой: правила по ее употреблению имеют рекомендующий, а не предписывающий характер. По сравнению с вариантами других знаков автор более свободен в выборе точки с запятой. Он сам устанавливает степень смысловой самостоятельности частей сложного предложения и соответственно разделяет их или запятой, или точкой с запятой. Поэтому расхождения с ответом по поводу этого знака не будут восприниматься системой как ошибка.

Не считайте своей ошибкой расхождения в местах кавычек и цитирований: определить границы цитат в «слепом» тексте, естественно, трудно; поэтому не смущайтесь, если в ряде случаев кавычки не совпали точно с местом кавычек практикума — в практикуме важно было привести разнообразные необходимые случаи включения цитат в свой, авторский текст. То же относится и к многоточиям: в чужом тексте трудно «угадать» место обозначения незаконченности высказывания, перерыва в речи или цитате.

Перед тем как вы начнете работать с текстами, хотим дать еще два совета.

Рекомендуем не идти простым, но, как показывает практика, малоэффективным путем: заполнять пропуски в предложенных текстах. Их лучше переписать в рабочую тетрадь, сделав необходимые вставки.

Не стремитесь выполнить все задания как можно скорее. Дайте время «отстояться» информации, полученной из практикума. Относитесь к работе вдумчиво и серьезно.

Параллельно с упражнениями в правописании следует выполнять и словарные задания, представленные в творческих упражнениях.

Через усовершенствование личного словаря каждый обучающийся лучше постигает и удачнее передает мир общественных отношений, современный и прошлый быт, природу, достижения человеческого разума и особенности в проявлении чувств. Автору творческих текстов (сочинения) легче выразить свое мнение о ценности и значении того или иного явления, литературного образа, личности писателя и другого подобного.

В сознании каждого давно сложился и постоянно пополняется личный словарь, он всю жизнь будет изменяться прибавлением новых слов, обнаружением у знакомых слов новых смыслов. Но на определенном жизненном этапе — при завершении учебы в школе, подготовке к вступлению в вуз — небесполезно соотнести свои знания с некоей общей нормой употребления слов.

Главная задача творческих упражнений — расширить активный запас слов, причем часть слов перевести из пассивного запаса в активный; вторая задача — показать взаимные отношения слов в системе языка, тесную зависимость между синонимией, антонимией и многозначностью слов.

Особенность слова в том, что оно относится к миру понятий, к мышлению, к реальному миру и в то же время к другим единицам языка. Исключительная особенность языка — через связь слов друг с другом выражать связь понятий и вещей окружающего мира. В основе точно выраженной мысли о том или ином явлении мира — точно подобранное, взятое из нескольких возможных вариантов самое необходимое слово.

Расширение словарного запаса, уяснение функции слов в их взаимозависимости и взаимозаменяемости имеет большое значение, ибо придает пишущему больше уверенности в своих силах. Дает возможность писать более раскованно, а значит — более самостоятельно, убедительно и интересно.

Большинство творческих упражнений — синтезирующего характера. В списках представлены перемешанные ряды синонимов, например, слова, относящиеся к доминантам «выдающийся» или «знаменитый», и требуется внимательно всмотреться в состав синонимического ряда и подумать над содержанием конкретного слова, например: блестящий, известный, незаурядный, популярный, чтобы решить, с каким старшим словом (доминантой) связать по смыслу данное слово и какой оттенок значения оно имеет.

Приведенные в ответах старшие слова — доминанты являются особенно употребительными, имеющими разнообразную сочетаемость. Это наиболее необходимые в речи слова. Доминанты обладают наиболее общим и одновременно широким смыслом, охватывающим значения подчиненных доминанте синонимов. Доминанта главенствует в ряду сходных с ней по смыслу слов, может быть употреблена вместо любого синонима ее ряда. Вместе с тем каждый синоним имеет свой особенный смысл, позволяющий лучше выделить определенный, существенный признак предмета или явления, обособить его от других.

В жизни мы постоянно сталкиваемся со сходством и различиями в окружающих нас явлениях, людях, предметах. С целью более глубокого постижения смысла слов данного синонимического ряда в нескольких упражнениях слова-синонимы перемешаны со словами противоположного смысла — антонимами.

Задания нарастают по трудности. Наиболее сложными, но вместе с тем и наиболее развивающими чувство языка являются упражнения на поиск общих и различных русских эквивалентов иностранным словам.

Не огорчайтесь, если не удалось решить ту или иную языковую задачу или если ее решение не совпало с ответом — всё равно вы эрудируетесь через ответы.

Успешных занятий!

Краткие рекомендации по работе с практикумом

Перечень правил содержит полный список правил русского языка. Правила разбиты на группы. Список оборудован удобным поисковым интерфейсом, позволяющим задавать различные критерии выбора интересующих пользователя правил. Можно выбрать раздел и группу, указать ключевые слова.

Таблицы правил содержат правила более структурированной форме. Пользователь может выбрать раздел, который его интересует, а в нем - группу правил. При этом снизу откроется список правил, соответствующий выбору. Описания многие правил расширены таблицами примеров.

Практическая часть позволит повысить грамотность пользователя на практике. Для работы ему потребуется иметь установленный Flash Player версии 7 или выше. Если Flash Player не установлен на Вашем компьютере (что маловероятно), его можно бесплатно скачать с сайта фирмы- производителя macromedia.com.

При выборе пункта «тренировочные упражнения» пользователь сам выбирает правило, на которое он хотел бы выполнить упражнение. Для этого ему предлагается вначале выполнить поиск правила по схеме, аналогичной пункту «перечень правил», а затем перейти к выполнению тренировочного упражнения.

Творческие упражнения включают в себя серию упражнений на подбор слов по определенному критерию - синонимов, антонимов, заимствований. При нажатии на кнопку «проверить» будет предложен авторский вариант ответа.

Работа с обобщающими упражнениями состоит в вставке пропущенных букв и знаков препинания и раскрытии скобок в предлагаемом тексте. После нажатия на кнопку «Проверить» текст проверяется, учащемуся возвращается результат проверки. Места, где пользователь всё сделал правильно, помечаются зеленым цветом, где ошибся - красным. В любом случае, нажав на левую кнопку «мышки» в месте упражнения-«ловушки», он может просмотреть формулировку данного правила.

При регистрации пользователя в системе ему предлагается пройти входное тестирование, по результатам которого система автоматически определяет его слабые места и формирует дальнейший курс обучения в такой последовательности, которая будет максимально способствовать эффективному усвоению тех правил, где он допускает ошибки. Все результаты работы пользователя с текстами запоминаются. Подробную статистику своей работы можно посмотреть в центре контроля и анализа ошибок.

 
© 2004-2017 Система дистанционного обучения "Веди", Лаборатория научного творчества СУНЦ МГУ